Влияние кумыса на организм человека
Дата создания: 2015/02/04
Первое упоминание о кумысе имеется у древнегреческого историка Геродота (484-424 гг. до н. э.), который, описывая быт скифов (Северное Причерноморье), рассказывал, что любимым напитком этого народа было кобылье молоко, приготовленное особым способом.
Имеется описание кумыса и в древнерусской летописи – «Ипатьевском списке». В этой летописи рассказывается, что в 1182 году князь Игорю Всеволодович попал в плен к половцам-кочевникам на юго-востоке России и что ему удалось бежать, воспользовавшись тем, что его напились кумыса, опьянели и крепко заснули. В этой же летописи указывается, что князь Даниил Галицкий в 1245 году был на поклонении у хана Батыя и его угощали кумысом. Но ему кумыс не понравился и был заменен вином («История России» Д. Иловайского, 1880, часть II, стр. 460). Более подробное описание кумыса мы находим у французcкого монаха и миссионера XII века Вильгельма Рубрикиуса. Рассказывая о своем путешествии в «Татарию» в 1253 году, Рубрикиус впервые отчетливо описывает приготовление, вкус и действие кумыса. Почему-то он называет его «космос». «В тот же вечер, – говорит он, - проводник дал нам немного «космоса». Испив его, я сильно вспотел от страха и новизны, потому что еще никогда не пил его. Но все же он показался мне очень вкусным. Напиток этот щиплет язык, как терпкое вино. При отведывании его а языке остается вкус миндального молока и внутри вас разливается очень приятное ощущение, слабые головы от него пьянеют и он производит обильную мочу».
Следующее упоминание относится к XIII в. И принадлежит венецианскому путешественнику Марко Поло: «Напитком им (татарам) служит кобылье молоко, приготовленное таким образом, что его можно принять за белое вино, это очень хороший напиток. Они называют его «кемыз». После Марко Поло в течение 5 веков в европейской литературе упоминаний о кумысе не встречается. Снова появились сведения о нем только в конце XVIII столетия (Штраленберг, Озерецковский).
Все путешественники смотрели на кумыс как на спиртной напиток, не догадываясь о его питательных и лечебных свойствах. Английский ученый Джордж Каррик, долгие года проработавший в России и внесший свой вклад в развитие кумысолечения, ошибочно приписывает открытие питательных и лечебных свойств кумыса шотландскому врачу Джону Гриву, служившему в русской армии.
Джон Грив в 1784 году сделал сообщение Эдинбургскому королевскому обществу о применении кумыса в медицине. Лечебные свойства кумыса, как и всякого средства из народной медицины, несомненно, были известны давно. Народ успешно применял кумыс при истощающих болезнях и после недоедания. Наш знаменитый писатель С.Т.Аксаков в своей «Семейной хронике» пишет следующее: «Весной, как только черноземная степь покроется свежею, ароматной, сочной растительностью, а кобылицы, отощавшие за зиму, нагуляют жир, во всех кошах начинается приготовление кумыса. И все, кто может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьют допьяна целительный напиток, проходят недуги голодной зимы даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки».
В «Семейной хронике» имеются прямые указания также и на то, что именно русские врачи явились пионерами лечебного применения кумыса. Мать писателя в 1789 году по рекомендации уфимского врача Авенариуса лечилась кумысом около имения татарского помещика Алкина (ныне ст. Алкино). Причем весьма примечательно, что уфимские врачи рекомендовали лечение кумысом сочетать с прогулками и определенной диетой, то есть вплотную приблизились к современному гигиенодиетическому режиму в санаториях.
Л.Н. Толстой неоднократно бывал в башкирских степях и долгие годы общался с башкирами. Первая его поездка к башкирам относится к 1862 году. Тогда здоровье Толстого было сильно расшатано, и доктор Андрей Евстафьевич Берс, будущий тесть писателя, посоветовал ему ехать на кумыс в башкирские степи.
Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В.С. Морозов впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого, полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх.
В первый приезд Толстой пробыл в Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.
В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжал к башкирам, с интересом изучал быт и фольклор народа.
Дружбу с башкирами Толстой сохранил на многие годы. Более двадцати лет поддерживал он связь с Мухаметом Рахматуллиным, приготовлявшим ему кумыс.
Великий русский писатель называл Башкирию «одним из самых… благодатнейших краев России». В письме к поэту А.А. Фету он писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа… Если бы начать описывать, то я исписал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия». В одном из писем жене Лев Николаевич сообщает о своем намерении побывать в Уфе. «Поездка же в Уфу интересна мне потому, - пишет он, - что дорога туда идет по оному из самых глухих и благодатнейших краев России». Однако его планам не суждено было осуществиться.
В первой половине июля 1872 года Толстой приезжал на несколько дней в хутор на Таналыке. Летом следующего года он отдыхал на этом хуторе с семьей. 22 июня 1873 г. он писал критику Н.Н. Страхову: «Мы живем в степи… первобытность природы и народа, с которым мы близки здесь, действует хорошо и на жену и на детей».
В голодные 1873 и 1874 годы Л.Н.Толстой оказал большую помощь башкирам. Он выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный им материал о страшном голоде в этих краях. Выступление великого писателя произвело большое впечатление: в пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рубле и 21 тысяча пудов хлеба. Толстой и сам оказал значительную материальную помощь голодающему населению.
Лето 1875 года Лев Николаевич снова с семьей отдыхал в башкирской степи. 20июня Софья Андреевна писала сестре Т.А. Кузьминской, что Толстой «отпивается кумысом, пропасть ходит», что «он здоров, загорел до черноты; конечно, ничего не пишет и проводит дни или в поле, или в кибитке башкирца Мухаметшаха».
В башкирские степи писатель приезжал и в последующие годы. Так, летом 1881 г. он около двух недель жил на хуторе на Таналыке, навещая и своих знакомых башкир на Каралыке. К этому времени относится переход Толстого на позиции патриархального крестьянства.
В 1900 году по поручению Толстого в башкирские степи ездил слуга писателя Иван Зябров. Башкиры хорошо помнили писателя, много о нем расспрашивали и говорили: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются».
Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания в степях, а также вакханалия расхищения башкирских земель и лесов послужили Толстому благодатным материалом для создания ряда произведений, в том числе рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно». В них писатель реалистически отразил ряд характерных черт из жизни, быта и а башкир.
Рассказ «Много ли человеку земли нужно» написан в 1885 году, но мысль о создании рассказа появилась у Толстого гораздо раньше – 1871 году. Замысел зародился, с одной стороны, под впечатлением чтения в подлиннике Геродота, с другой - под впечатлением жизни Толстого в башкирских степях, приведшей к знакомству с фольклором, патриархальными нравами и обычаями народа, в котором он увидел сходство со скифами Геродота.
Более та лет назад Л.Н. Толстой писал из Башкирии: «Меня здесь все башкиры знают и очень уважают». Разумеется, это было сказано по конкретному случаю и о тех людях, с которыми он близко общался. В ту пору среди башкир было мало образованных людей, действительно знавших Толстого-художника и ценивших его замечательные произведения. Сегодня же мы с чувством законной гордости можем сказать, что Толстого действительно знают и уважают во всей нашей многонациональной стране.
Кумыс – продукт алкогольного и молочно-кислого брожения кобыльего молока под влиянием особой закваски при определенных условиях температурного режима и аэрации. В результате брожения получается слегка опьяняющий, пенящийся, молочного цвета напиток освежающего, приятного сладковато-кислого вкуса и своеобразного аромата. Закваска состоит из болгарской палочки Мечникова-Григорова и кумысных дрожжей типа Троула. От состава молока, закваски и способа приготовления зависят как физические свойства кумыса, так и химический состав, а еще в большей степени – его питательные и лечебные достоинства. Кобылье молоко содержит белок, жиры, молочный сахар, соли кальция, фосфора, микроэлементы редких металлов и витамины.
Путем молочно-кислого брожения из молочного сахара в составе кумыса образуется молочная кислота, этиловый спирт, углекислота, а белки кобыльего молока распадаются до пептонов, альбуминов полипептидов, которые лучше усваиваются организмом.
Различают кумыс трех сортов в зависимости от крепости, т.е. кислотности. Сорта, кроме кислотности, различают по содержанию спирта: слабый, средний и крепкий.
Кумыс во всех стадиях созревания имеет свой специфический запах и вкус, употребляется только бродящий, а не перебродивший. Поэтому его называют «живым напитком».
В слабом кумысе газов мало, пена при взбалтывании легко спадает. При отстаивании разделяется на два слоя – верхний, водянистый и нижний, более плотный. На вкус сладковатый, очень слабокислый и почти не щиплет язык. Слабый кумыс по густоте напоминает кобылье молоко.
В среднем кумысе образуется стойкая мелкая пена. Кумыс на слои не разделяется, так как уже имеется мелкодисперсная равномерная эмульсия казеина. Вкус кислый, острый, щиплет язык. Такой кумыс жиже кобыльего молока.
Крепкий кумыс еще жиже и кислее. В нем обильная, но менее стойкая пена, газов очень много.
Лечебные свойства кумыса изучены, главным образом, после открытия первой кумысолечебницы Н.В. Постниковым в 1858 году. В последние годы изучено влияние кумыса на различные физиологические процессы организма и на отдельные органы.
Кумыс содержит ценные и легко усваиваемые белки. Белки служат материалом, из которого строятся клетки и ткани, необходимые для существования каждого организма, каждой живой клетки. Кроме того, профессору А.М. Моделю удалось доказать, что естественная устойчивость нашего организма к туберкулезной инфекции связана с белковым обменом, которому благоприятствуют казеин кобыльего молока.
Кумыс содержит сравнительно большое количество солей кальция, способствующих улучшению функций нервной системы.
Кумыс содержит много дрожжей и богат витаминами. Производство кумыса, как уже было сказано, основано на использовании двух видов брожения – молочно-кислого и спиртового, вызываемых молочнокислыми бактериями и дрожжами. При спиртовом брожении в кумысе накапливаются в значительном количестве дрожжевые клетки, что придает напитку особую ценность.
Дрожжи содержат ценнейшие пищевые вещества – большое количество полноценных белков, фосфор и другие минеральные вещества, много витаминов группы В, имеющих важнейшее значение для организма, и ряд и ряд других полезных веществ.
По своему составу кобылье молоко близко приближается к женскому молоку.
Кумыс содержит важнейшие витамины группы В: В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В12, РР (никотиновая кислота), фолиевая кислота, пантотеновая кислота и другие. Все эти витамины необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Так, например, недостаток витамина В1 приводит к различным нарушениям функции нервной системы, мышечной слабости, бессоннице, повышенной раздражительности.
Витамин В2 вместе с витамином А благоприятно влияет на состояние органа зрения. Витамин РР предохраняет от заболевания пеллагрой, при которой поражается кожа, желудочно-кишечный тракт и центральная нервная система.
Витамин В6 играет большую роль в обмене веществ и необходим для нормальной функции центральной нервной системы. Он усиливает выделение соляной кислоты желудочными железами, что способствует лучшему перевариванию и усвоению белковой пищи.
Молоко кобылиц, а следовательно, и приготовленный из него кумыс богаты также витамином С (аскорбиновая кислота), который способствует укреплению здоровья, предохраняет от цинги и повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, в том числе и туберкулезной инфекции. Уровень витамина С достигает 4,5–7,13 мг% в зимнем кумысе (В.В. Сулейманов, 1938 г.) и 5,8-11,5 в летнем (В.Н. Зюзин, 1940 г.).
Кроме витаминов в кобыльем кумысе содержится много различных микроэлементов – медь, кобальт, марганец, цинк, фтор, бром, йод, мышьяк, кремний, ванадий, титан и другие. Эти элементы содержатся в молоке и, следовательно, в кумысе в ничтожных количествах, но роль их также велика, как и витаминов – без них невозможна жизнь.
Сопутсвующие статьи
- Лекарственные растения России
- Анималотерапия - лечение с помощью животных
- Зависимость психологических особенностей человека от цвета глаз
- Как правильно ухаживать за зубами
- Польза и вред пищевых добавок
- Причины снижения зрения
- Паразиты в организме человека
- Как правильно собирать лекарственные растения
- Влияние окружающей среды на сердечно-сосудистую систему человека
- Стоматологические заболевания