Философия дао в действии
Дата создания: 2013/11/15
Защита человеческой жизни путем сохранения условий, в которых она течет, является целью китайской медицины. Каждый из нас представляется одновременно и экосистемой, и элементом, существующим в ней. Равновесие сил внутри нас (Инь—Янь, Жара—Холод, Кровь—Ки) определяет наш внутренний климат, наше здоровье или заболевание.
Китайская медицина постулирует, что лучшее средство от несчастья — его предотвращение, а лучшее лечение болезни — профилактика. В классическом медицинском труде «Ней Инь», написанном во II в. до н.э., говорится:
Сохранение порядка, а не исправление беспорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно уже возникло, все равно что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война.
Истинный врач обучает Даосу, искусству жить. Традиционных китайских врачей учат сохранению и поддержанию здоровья наряду с умением лечить. Китайской медицине известно, что хорошую погоду прерывают бури, а болезнь возникает и развивается, когда мы уязвимы. Стратегия китайской медицины состоит в том, чтобы обеспечить стойкость к бурям, не давая им превратить нас в инвалидов, и накапливать ресурсы при хорошей погоде, мире и благоденствии.
Технология китайской медицины проста, недорога и портативна. Вот первое, что поразило воображение Ефрема. Традиционному китайскому врачу приходится носить с собой лишь несколько иголок да собирать травы в сельской местности, чтобы давать их пациентам. Благодаря такой доступности после революции 1949 г., чтобы удовлетворить потребности населения в медицинском обслуживании, в Китае было обучено много тысяч «босоногих докторов». Благодаря этой мере простые люди получили средства управлять собственной жизнью.
В отличие от этой модели американским врачам отводится активная роль. Они олицетворяют силу, тогда как пациенты играют пассивную (беспомощную) роль. Ефрем ощутил родство с даосским врачом, который успешно практикует не только в части облегчения болезни, но и выступает в качестве учителя, делясь с пациентом своими знаниями и силой. Он вместе с пациентом участвует в обоюдном процессе постижения проблемы и достижения излечения.
Мудрецы описывают состояние в отсутствии страданий и учат, как его достичь. Они не предлагают единого средства или некоей панацеи, но вовлекают в непрекращающийся процесс обучения, как стать более оживленным, более причастным, более заряженным жизнью. И Ефрем, и я были поражены, осознав, что в сущности китайская медицина в том и состоит, что учит достижению большей целостности посредством культивирования Ки. Поражает и то, что китайская медицина не ограничивается областью физического здоровья, а выходит за ее пределы.
К лету 1972 г., когда лишь немногие американцы слышали об акупунктуре, мы, рискуя прослыть культурными ренегатами, постарались перешагнуть этнические, социальные и интеллектуальные барьеры, движимые идеей, что китайская медицина поможет нам понять мир и изменить его. Как раз в то время, когда моя сестра заканчивала медицинскую школу, мы осваивали неизведанную территорию, совершая путешествие на Восток.