Древнекитайское мировоззрение
Дата создания: 2013/11/15
Древние китайцы видели в человеке микрокосм окружающей Вселенной, в котором, как им казалось, действовали те же первобытные силы, что лежали в основе макрокосма. Они считали себя частью единого нераздельного целого — Дао, единственной относительной непрерывности, существовавшей внутри и снаружи. Такое представление предшествовало отъединению души от тела и человека от природы, которое свершилось в западной культуре в XVII веке.
С тех самых пор, когда я впервые столкнулась с таким видением души в ее нераздельности с телом, а людей — с миром, оно сохраняет для меня свою магическую притягательность. Мне очень хотелось ощутить себя активным элементом системы, претерпевающей непрерывный процесс трансформаций, почувствовать, что я интегрирована в нее и связана с ней множеством нитей. Я узнала, что в течение тысячелетий китайские философы и врачи изучают природу, стараясь интуитивно постичь секреты взаимодействия с ней, чтобы культивировать и направлять Ки — жизненную силу и субстанцию. Концепция Ки символизирует у китайцев жизнь во всех ее формах: мыслях и эмоциях, [живых] тканях и крови, внутренней жизни и внешнем выражении. И я прониклась желанием изучить их знания и приобщиться к заключенной в них пользе.
Я была поражена, когда выяснилось, что мой отец считает китайскую медицину не более чем знахарством. В то время как я признавала, что хирургические операции и антибиотики бывают необходимы, он не мог оценить пользы акупунктуры и трав. Я соглашалась, что для контроля изменений в тканях и обнаружения бактерий требуется микроскоп, но мой отец оказался не в состоянии воспринять концепцию Ки. Вероятно, мне не следовало удивляться, ведь в основе китайской медицины лежат не только ощутимые, доступные измерению явления, на которые полагается западная медицина. Мой отец был обескуражен и оскорблен тем, что меня привлекает система не как отрицание системы западной, а лежащая за пределами западной концептуальной структуры. Но я воспринимала китайскую систему в более широком контексте. В данной системе тонкое, неуловимое и невидимое имеет не меньшее значение, чем видимое, осязаемое и поддающееся подсчету, а забота о душе считается не менее важной и реальной, чем уход за телом, и не отделяется от него.