Лечебные обряды
Дата создания: 2015/03/23
Средняя продолжительность жизни чувашей до революции составляла 31 год. К 1913 году на 40 тысяч населения приходился один врач. Поэтому местное население чаще лечилось народными средствами, прибегая к помощи врачевателей-йомзей. Широко были распространены холера, оспа, тиф, дизентерия, трахома, туберкулез. При этом в расчете на душу населения расходы на здравоохранение составляли в 1913 году всего 46 копеек.
К 1917 году было 25 лечебниц и столько же фельдшерско-акушерских пунктов. Лечение было бесплатным для крестьян, служащих земств и больных с заразными болезнями. Представители других сословий должны были платить. Нуждающимся крестьянам за счет земства в период лечения выдавали белый хлеб, чай.
В 1920-30-е гг. XX века широко были распространены социальные болезни, такие как туберкулез, чесотка, трахома. Трахомой в некоторых селениях болело до90% населения.
На решение проблем здравоохранения направлялись большие средства. Открывались новые больницы (в 1937г. их стало 54), диспансеры, фельдшерские и акушерские пункты, аптеки. Важнейшей была борьба с трахомой. С открытием в 1933г. в г. Канаше трахоматозного института, который в 1938 г. был переведен в Чебоксары, началась плановая работа по ликвидации трахомы у населения, в результате чего зараженность населения этой болезнью значительно снизилась, а в 60-х гг. ее удалось ликвидировать как массовое заболевание.
Готовились кадры врачей и среднего медицинского персонала. В 1940 г. в Чувашии медицинских работников было в 25 раз больше, чем до революции. Сотни прекрасных врачей работали во всех уголках республики. Но лучшим из них был Константин Васильевич Волков (1871- 1938). В 1984г. Константин Васильевич Волков поступил на третий курс медицинского факультета Московского университета и, окончив его, «кинулся в земскую медицину».
Серьезный след в его жизни оставила работа земским врачом Ядринского уезда. С 1911г. он работал в Ядрине. Он стал первым врачом- хирургом в Чувашии. Им было произведено более 20 тысяч различных операций. В 1935 г. врачу Ядринской хирургической и глазной лечебницы Константину Васильевичу Волкову без защиты диссертации была присуждена ученая степень доктора медицины.
В кризисные 90-е гг. ни одно учреждение здравоохранения не было закрыто, напротив, в последние годы, открыто 31 новое учреждение здравоохранения, оснащенное самым современным медицинским оборудованием (из них 15 – в сельской местности). Открыты более100 офисов врачей общей практики (семейные врачи).
В конце 90-х гг. значительные усилия были направлены на создание современной лечебно- диагностической базы. Были открыты новые диагностические центы, что позволило жителям республики проводить сложные и дорогостоящие исследования, не выезжая за пределы Чувашии. Все это позволило сэкономить финансовые средства, но главное, сохранить жизни тысячи людей.
В настоящее время в республике реализуются национальные проекты. На их проведение выделено более 600 млн. рублей. Это серьезный вклад в развитие здравоохранения в Чувашии.
Основой здоровой нации являются здоровые дети, поэтому государственная политика поддержки материнства и детства стало одним из главных направлений социальной политики. Приняты и реализуются целевые программы «Дети Чувашии», «Охрана здоровья матери и ребенка», «Здоровый ребенок». Так, открытие Республиканского перинатального центра снизило младенческую смертность на 23%, а материнскую – более чем в пять раз. Перинатальный центр в Чебоксарах является одним из восьми аналогичных центров России.
Особое внимание уделяется сельской медицине. Жителей села обслуживают 23 районных, 38 участковых больниц, десятки сельских амбулаторий и сотни фельдшерских пунктов. В2002 г. в Чувашии дополнительно было создано 100 офисов врачей общей практики. Они оказывают многопрофильную медицинскую помощь, что особенно важно для сельских жителей. Качественная врачебная помощь стала максимально приближенной к месту жительства и работы.
Обряды от духов, насылающих болезнь
Всякое недомогание считалось вмешательством духов природы и духов-божеств в жизнь человека. Поэтому индивид каждый раз спешил входить с духами в те или иные отношения. Не имея возможности осмыслить тот или иной результат своих действий, он старался повторить действие в том порядке и в той обстановке, которые принесли ему удачу. Так складывалась система взаимных услуг. Речь не идет о рационально-медицинском диагнозе и лечении, а берется уровень спиритуалистического контакта. Проследим основной состав таких обрядов.
От «духа земли». Причину болезни разгадывает знахарка. В молитве обращается к «отцу земли» и «матери земли» одновременно.
От духа, находящегося в воде. Вода, согласно традиционным верованиям чувашей, населена духами. Она является жилищем недобрых водяных духов и нечистей. Такие духи могут обитать не только в реках, но и на лугах, залитых пойменной водой. Отрицательное воздействие происходит непосредственно у воды.
От вихря. Чуваши понятию «вихрь» придают два значения: 1) вихрь и 2) находящийся внутри вихря дух. Оказавшийся внутри вихря непременно заболеет и умрет. Верящие в магию вихря объясняли, что вихрь – это умерший неестественной смертью (висельник, утопленник, самоубийца). Вихрем правят колдуны и знахари.
От молнии. Как стихия, молния несет в себе, согласно традиционному представлению, не только очищающую, но и уничтожающую силу.
От лешего. «Леший» происходит от душ стариков, убитых односельчанами в лесу из-за непригодности к жизни (дряхлости, слепоты, хромоты, неспособности работать и т. д.); от душ путников, заблудившихся в лесу; от душ, подброшенных девушками в лес незаконнорожденных детей. Леший кричит точно так же, как кричали старики и дети при смерти.
От злого воздуха. Он, как оборотень, приходит к человеку в виде рыбы, кошки, медведя или человека. Пристает только к одиноким и холостым девушкам, особенно когда человек спит не на своем месте (например, в клети). Дух всем телом наваливается на спящего человека и давит его, от чего застывают руки и пальцы, у попавшего в такую ситуацию ,пропадает голос, невозможно позвать на помощь.
От злого духа. Хотя и редко, его можно увидеть в виде курицы, выбегающей на дорогу. Основные болезни, насылаемые этим духом, можно назвать кожными: сыпь, чесотка, чирьи, короста, гнойные язвы, порча глаз, боль в пояснице.
От духа бани. Имеет облик человека, всегда нагой, т.к. в бане ему нет надобности, одеваться, на ощупь он как легкие. В полночь показывается в виде маленького человека, свиньи или какого-либо другого животного. Этот злой дух обладает способностью завлечь к себе. Насылает на людей болезни, а оставшегося в бане последним запаривает до смерти, бросает в печку, сажает на каменку, может защекотать, чего чуваши особенно боятся. Может человека измять, сжевать, если застанет спящим его на меже (т. е. на не пропаханной, неокультуренной полосе между загонами).
От духа, находящегося в подполе или под скамейкой. Стаскивает спящего на пол. Будучи недовольным, дух этот роняет сонных с постели, заставляет детей плакать.
От огненного змея. Образуется от незаконнорожденных детей. Он летает, в полете похож на длинный шлейф огня. Бывают змеи противоположного пола. Склоняют людей противоположного пола к сожительству, могут замучить до смерти. Производимые обрядовые действия, моления и жертвоприношения отражают, по сути, своеобразное мировосприятие человека. Недуги исходят от духов, во множестве населяющих небесную сферу, постройки, землю, воду и т. п. Стремясь избавиться от болезней, человек вел себя по-разному: умолял и приносил дары, угрожал и обманывал духов. Так появилась система различных обрядов.
Второй группой обрядов, наряду с действами и молениями для избавления от болезней, исходящих от духов, являются обряды, направленные на исцеление от конкретных болезней.
В отличие от мер, предпринимаемых согласно народной медицине, лечебные обряды рассчитаны на магическое воздействие на раны, опухоли и другие заболевания.
В результате проведенных опросов, бесед с жителями нашего города нами были составлены мини-словари распространенных заболеваний человека и органов тела.
Настои и отвары представляют собой водные извлечения из лекарственного сырья. Настои чаще всего готовят из более нежных частей растений: из листьев, цветов, травы, соцветий, а отвары из грубых частей растений- корней, коры, корневища. Настои и отвары быстро портятся, их следует хранить в прохладном месте и не более 3-4 дней.
Лекарственные травы используются в сборах:
- при желудочно-кишечных заболеваниях;
- при кишечных расстройствах;
- при заболевании печени и желчных протоков;
- как потогонные средства;
- витаминные чаи;
- успокоительные чаи;
- заболевания горла, гортани, бронхов;
- против выпадения волос;
- заболевания женских половых органов и т.п.
Следует сказать, что лекарственные растения, особенно ядовитые, требуют осторожного обращения и строгой дозировки. Перед применением какого-либо растения в лечебных целях рекомендуется обращаться за советом к врачу или провизору. Необходимо соблюдать сроки, правила сушки и хранения лечебных трав, основные способы приготовления и применения. Недопустимо заниматься траволечением, не зная точного диагноза своего заболевания.
Фитотерапия всегда входила в комплекс лечебного воздействия на организм, очень часто фитотерапия полезней химиотерапии, а в наши дни, когда загрязнение окружающей среды стало общепланетарным бедствием, нужно вновь обратиться к лечебным травам, не думая, конечно, что они и есть единственное средство лечения.
Сопутсвующие статьи
- Почему полезны яблоки
- Общая характеристика и классификация витаминов
- Лекарственные свойства сабельника болотного
- Катализ и катализаторы в организме человека
- Аминокислоты в организме человека
- Инфекционные заболевания старшеклассников
- Роль гормонов в обменных процессах человека
- Функциональная асимметрия головного мозга
- Гирудотерапия в современной медицине
- Опасна ли радиация для человека